Петр Великий и культурное освоение янтаря в России. Выпуск 3

Event duration:
from 29 July 2022 to 31 December 2022

Юбилейная рубрика:

Петр Великий и культурное освоение янтаря в России

Янтарная коллекция Петра I. Зеркало

Текст, подбор иллюстраций  – И.А. Полякова.

Поль Деларош (1797–1856)

Портрет Петра I (Великого)

1838

Гамбургская художественная галерея (Кунстхалле). Inv. Nr.: HK-2254

Викимедиа; общедоступный источник

 

Отдельные янтарные подношения Фридриха I Петру I, несмотря на хрупкость материала,  сохранились до наших дней.  Составить представление о них можно, посетив Государственный Эрмитаж, а если в ближайшее время такой возможности нет Музей янтаря в Калининграде. Здесь представлены повторения нескольких предметов, отобранных в свое время для коллекции Петра Великого.

Небольшое зеркало в янтарной раме, согласно легенде, Петр Алексеевич выбрал сам из числа янтарных вещей, предложенных прусским королем, сказав якобы при этом, что глядясь в это зеркало, он всегда будет вспоминать своего друга.

В описях Кунсткамеры зеркало «в янтарных рамах» значится с примечанием: «Подарено Государю Королем Прусским Фридрихом I во время пребывания Его Императорского Величества в Берлине». Однако в 1709 г. – утвердившаяся в литературе дата подарка – Петр в Берлине не был. Он встречался там с Фридрихом тремя годами позже – в ноябре 1712 г. А императорский титул принял лишь в 1721-м: судя по всему, в описи мы имеем дело с произвольным добавлением составителя.

Если зеркало действительно подарено в 1709 г., то произойти это могло в другом месте. В сентябре в польское местечко Сольцы, где тогда находился русский царь, камергер Фридриха привез две грамоты: поздравительную (с победой над шведской армией в Полтавской битве) и просительную («о свидании для общих интересов»). В октябре на судах по Висле Петр направился из Торуня, где вел переговоры с польским королем, в предложенный для свидания Мариенвердер. Фридрих I лично встречал гостя на берегу в великолепной карете с пышной церемонией, сопровождавшейся троекратной пушечной пальбой. В городе Петр и Фридрих остановились в одном доме, где после общей трапезы занимались государственными делами. В третий день по приезду был заключен оборонительный союз против шведов.

 

Ерцев В.П., Ванин А.П., Ерцев Г.П., Ерцева М.Г., Журавлев А.А., Колчин А.А., Крылов А.М.

Зеркало в янтарной раме

Повторение изделия начала XVIII в.

Ленинград, Комбинат декоративно-прикладного искусства Лен. отд. Художественного фонда РФ.  1981

Калининградский областной музея янтаря. КМЯ 1 № 1493

Фотография С. Ломакина

Описание в ГОСКАТАЛОГ.РФ: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4647437

 

Оригинал

Зеркало в янтарной раме

Неизвестный мастер

Кёнигсберг. 1700–1705

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. ЭРТх-2344

Описание в ГОСКАТАЛОГ.РФ: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13732032

 

Зеркала в XVII–XVIII столетиях достаточно часто встречаются в списках дипломатических подношений и личных подарков царской семьи: большие и маленькие, комнатные и походные, со скромными деревянными и роскошными серебряными и золочеными рамами, украшенными резьбой и драгоценными камнями. Небольшие зеркала хранили в особых футлярах или чехлах. Настенные предназначались не столько для каждодневного использования, сколько, как говорили на Руси, для «комнатного убранства». Их помещали в простенках, между окон, или на глухих стенах; закрывали «завесами» на медных кольцах: считалось, что зеркала связаны с  потусторонним миром. «Завесы» шили из тафты и бархата алого или желтого цвета, обшивали бахромой и кружевом, снабжали шелковыми шнурками. Так, для зеркала из хором Петра в марте 1682 г. был скроен завес из «рудо-желтой» тафты, по всей ширине сверху и снизу нашита алая бахрома, по краям – плетеное кружево из золотых и серебряных нитей. А четыре года спустя в его новые деревянные хоромы было изготовлено шесть подобных завесов.

 

Московский Кремль в начале XVIII в.

Со старинной гравюры рис. и грав. Ос. Май.

Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого. 1672–1872

СПб. : Герман Гоппе, 1872.

 

Большие зеркала в рамах из янтаря  поступали в казну российских правителей из Бранденбурга-Пруссии и Польши: в 1675 г. – от Фридриха Вильгельма, Великого курфюрста; в 1680 и 1686 гг. – от короля Яна III Собеского и др.  На Казенном дворе в 1679 г. хранилось хрустальное зеркало в янтарном «наряде» с белыми костяными вставками. В 1745 г. Фридрих Великий прислал янтарную раму для настенного зеркала Елизавет Петровне, чтобы дополнить убранство Янтарной комнаты. Иконография декора указывала на то, что рама была изготовлена специально для императрицы: корона Российской империи (сверху посередине), скипетр с мечом, борющаяся с дельфином сирена и военные трофеи – символы российской власти на море и на суше.

Янтарные рамы для зеркал упоминаются в числе работ мастеров из Кёнигсберга, Гданьска и Эльбинга: Георга Шрайбера (в 1635 и 1636 гг.), Иоганна Кристофа Кёстера (также Кюстер; на рубеже XVII и XVIII вв.), Давида Лауренца (1697, 1716) и др.

Работа, подписанная Кёстером, — резной янтарный венок из акантовых листьев со вставками в виде раковин — обрамляет зеркало, что хранится в  музее Герцога Антона Ульриха в Брауншвейге. Янтарь для своего изделия мастер собирал в течение пяти лет (на резные янтарные рамы шли достаточно большие куски янтаря; этим, наряду со сложностью работы, объясняется их высокая цена).

 

Зеркало в янтарной раме работы  И.К. Кёстера

Фотография из книги О.Пелки «Янтарь» (1920)

 

В Кёнигсберге, предположительно, изготовлено и зеркало из янтарной коллекции Петра. Рама с двумя резными волютами в верхней части – наиболее распространенная форма зеркальных рам в первой четверти XVIII в. Ее мозаичная поверхность подчеркивает природную красоту материала. Матовые темно-красные пластины  оживлены включениями прозрачных светло-желтых фрагментов, ажурным орнаментом из цветов и завитков аканта. На обратной стороне прозрачных вставок вырезаны в технике контррельефа изображения – растительные мотивы, раковины, городской пейзаж на медальоне в верхней части. Подложенная под рисунок золоченая фольга создает эффект свечения. Вставки крепились без клея и со временем выпадали из своих «гнезд».  Этим можно объяснить эмблематические изображения амуров на вертикальных панелях рамы, контрастирующие с общей иконографической программой предмета. Так выглядят игровые фишки, которые, судя по всему, и были использованы вместо утраченных деталей.

В России начала XVIII века зеркала стали выставлять напоказ наряду с предметами природы и искусства, считавшимися «диковинками». Поэтому и подарок Фридриха несколько лет спустя обрел свое место в особом «кабинете» – «Кабинете Петра Великого», отделении Кунсткамеры Санкт-Петербургской императорской академии наук.

 

(Продолжение следует).

 

Зеркало в янтарной раме

Повторение изделия начала XVIII в.

Фрагмент

 

Литература и источники

 

Беляев О.П. Кабинет Петра Великаго <…> СПб. : При Император. Академии наук, 1793. Ч. 1–2.

Беляев О.П. Кабинет Петра Великаго <…> СПб. : При Император. Академии наук, 1800. Отд-ние 2.

Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. 2-е изд. С дополнениями. М. : Тип. Грачева и ко, 1872. Т. 1 («Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях») ; Т. 2 («Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях»).

Опись предметам, сохраняющимся при Имп. Академии наук (в здании Кунсткамеры), в отделении, называемом Кабинет Петра Великого, приведенном в новое устройство в 1837 году. [СПб., 1837].

Путеводитель по Кабинету Петра Великого и галерее драгоценностей / [сост. барон Г. Ливен, ст. хранитель Эрмитажа]. Санкт-Петербург : Эрмитаж, 1901.

Пушкарев И. Исторический указатель достопамятностей Санкт-Петербурга <…> СПб. : б.и., 1846.

Pelka О. Bernstein. Berlin : Richard Carl Schmidt & Co., 1920.

Related events

Show working time calendar

Working time calendar of this event

Symbols:

  • 33 – working day of the event or exhibition;
  • 33 – today;
  • 33 – museum is closed for visitors;
  • 33 – museum is open for visitors.