«Янтарь из собрания Государственного музея-заповедника «Царское Село»

Период и даты проведения:
c 24 Июня 2005 по 29 Августа 2005

Янтарная коллекция Царского Села

Янтарная комната Екатерининского дворца Царского Села – блестящий интерьер стиля барокко – одновременно является единственным в своем роде произведением, когда изделие декоративно-прикладного искусства, напоминающее огромный драгоценный ларец, достигает архитектурных масштабов.

История создания этого интерьера в Большом Царскосельском дворце, сложности ее монтировки и завершающий этап отделки заставили пригласить в Царское Село пять мастеров янтарного дела – Ф. Роггенбука, В. Фриде, К. Фриде, И. Вельпендорфа и И. Роггенбука. Возглавил работы опытный мастер Фридрих Роггенбук. Благодаря их огромному труду и мастерству удалось завершить создание цельного уникального интерьера.

В процессе работы возникла необходимость создания в резиденции янтарной мастерской, где вместе с приглашенными мастерами работали русские помощники и подмастерья. Эта мастерская по масштабу работ стала единственной в своем роде не только для России, но и для всей Европы XVIII столетия. В Петербурге она стала единственным местом, где могли выполнить и ремонт, и реставрацию старых янтарных изделий.

Янтарь (сукцинит) – это окаменевшая смола хвойных деревьев, росших на побережье Балтийского (Северного) моря в третичный период, около 45 миллионов лет тому назад. С древних времен янтарь притягивал к себе людей: искусство его обработки известно уже в культуре первобытного общества. В Древнем Риме янтарь широко использовали как художественный материал. В Европе искусство обработки янтаря возникает в XVI веке, достигая наивысшего расцвета в XVII столетии.

В России изделия из янтаря были редкостью и высоко ценились. Они поступали, главным образом, в качестве дипломатических подарков и хранились в Москве в Оружейной палате – сокровищнице русских царей. В начале XVIII века предметы из янтаря начинают появляться и в Петербурге. Из них наиболее известны вещи, принадлежавшие Петру I, которые он привез из Москвы, а также полученные им в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I. У всех русских императриц были личные вещицы из янтаря: табакерки, рамки для зеркал, туалетные принадлежности, наборы для настольных игр.

Из-за хрупкости самого материала многие предметы портились и разрушались. Так, в 1765 году из кладовых Камерцалмейстерской части императорского Двора, находившейся на территории Летнего сада, в Царское Село присылается большое количество таких янтарных изделий, принадлежавших членам императорской семьи. В реестре, включавшем более семидесяти предметов, интерес вызывает мебель из янтаря – семь шкафов и поставцов из дерева, облицованных янтарной мозаикой, которые были исполнены в Германии в первой половине XVIII века. В настоящее время в музее сохранилась только одна подобная вещь – небольшой настольный комод. В описях XVIII столетия приводится упоминание о 29 культовых предметах из янтаря – крестах, распятиях с дарохранительницами. Ни одно из них также не дошло до настоящего времени. Упоминаются и предметы светского обихода – разнообразные ларцы и шкатулки, комплекты различных игр, подсвечники, блюдца, ножички, зеркальная рама, прямоугольный стол и подаренный прусским королем Фридрихом I ящичек с солнечными часами.

Многие из них сохранить не удалось. Часть этих предметов погибла во время пожара Большого Царскосельского дворца в 1820 году, детали других были использованы в качестве реставрационного материала при ремонте изделий в 1830 годах. Сохранившиеся изделия и образовали основу коллекции Янтарной комнаты.

В 1788 – 1794 годах из Кабинета Ее величества в Царское Село поступило еще несколько янтарных предметов, среди них находился футляр с шахматной доской, происходящий из личных вещей Елизаветы Петровны. В 1810 году собрание пополнилось изделием китайской работы, отделанным янтарем. В 1819 году из Генерального штаба передается янтарный медальон с барельефным портретом императрицы Елизаветы Петровны. В 1830 году поступили янтарные шкатулки, полученные в период Отечественной войны 1812 года из Несвижского замка князей Радзивиллов. Во второй половине XIX века коллекция пополнилась за счет поступивших личных вещей Александра II . Последнее дореволюционное поступление относится к 1913 году – в этом году императором Николаем II был приобретен большой ларец, изготовленный в середине XVIII века. После Октябрьской революции в музей поступило несколько старых предметов из частных коллекций.

Сегодня основную часть собрания Янтарной комнаты представляют работы мастеров Восточной Пруссии, Северной Германии, Польши, Дании XVII – XVIII веков. Одним из первых главных центров обработки янтаря в начале XVII века был Кенигсберг, с которым связано творчество таких выдающихся мастеров как Георг Шрайбер и Якоб Хайзе. В собрании нашего музея хранится богато украшенный футляр с наборными полями для игры в шахматы и трик- трак. Помимо гладких янтарных пластин из непрозрачного и прозрачного янтаря, декорированных с внутренней стороны гравировкой и глубокой резьбой, под которые подложена золоченая фольга, его украшают сложные резные композиции из морской пенки – сепиолита. На крышке футляра двуглавый австрийский орел под короной, на нижней крышке набор в виде шахматной доски, по периметру все изделие обнесено тягами из слоновой кости. Исполненный в манере, характерной для кенигсбергских мастеров начала XVII века, футляр из царскосельского собрания отличается богатством отделки и высоким качеством исполнения. Это позволяет предполагать, что он может являться изделием, вышедшим из мастерской такого крупного мастера, как Георг Шрайбер, который создавал двух и трехъярусные ларцы, а также прославился как мастер по изготовлению королевских шахмат. Именно он украшал свои изделия гербами.

В XVII веке искусство обработки янтаря получило развитие также в других городах, расположенных вдоль побережья Балтийского моря. Ведущим и самым крупным из них был Данциг, который продолжал сохранять свое положение и в XVIII столетии. Здесь был образован цех мастеров янтарного дела, среди которых наиболее известны имена Михеля Редлина, Кристофера Маухера, Готфрида Турау. Именно данцигскими мастерами Готфридом Турау и Эрнстом Шахтом в 1707 году проводились работы по созданию берлинского Янтарного кабинета.

В Данциге стали изготовлять янтарные изделия, максимально используя свойства янтаря. Мастера старались выявить неповторимую особенность каждого камня, красоту его многоцветных оттенков. Для этого применялись различные приемы: контрастное сочетание цветов, построение геометрических композиций одновременно из прозрачного и непрозрачного янтаря, размещение на одной плоскости пластин разной высоты, что особенно хорошо видно на шкатулках и ларцах в собрании музея-заповедника «Царское Село».

На изделиях мастеров янтарного дела подписи почти не встречаются, и при их атрибуции исследователи ищут аналогии, прибегают к изучению характерных особенностей, присущих творчеству того или иного исполнителя. Так при установлении авторства двухъярусного бескаркасного ларца из собрания музея просматривается сходство с рисунком изделий, исполненных Михелем Редлиным в 1688 – 1689 годах для подношения курфюрстом Фридрихом III русским царям Иоанну и Петру Алексеевичам. Те же приемы просматриваются и в композициях других данцигских бескаркасных ларцов конца XVII века, такого, например, как ларец с фигурой лежащей Дионы.

С конца XVII века при создании шкатулок и футляров начинает использоваться другой метод. Теперь для них исполняется деревянный каркас, который оклеивается янтарной мозаикой. Среди различных прямоугольных коробочек в форме сундучков в коллекции выделяется футляр-нессесер, увенчанный высокой подушечкой красного бархата, а также комплект футляров с фишками, предназначенными для игры.

Особое место среди данцигских изделий начала XVIII века занимает большой ларец, исполненный в аналогичной технике, но необыкновенно роскошно отделанный. Барочные мотивы присутствуют в его композиции и в отдельных орнаментальных деталях. Стенки ларца украшены резными камеями, вставленными в прорезные окошки. Во время реставрации ларца в 1983 году на его дне была обнаружена подпись мастера Готфрида Турау и дата – 1705 год. Это важное событие выявило сразу и датировку изделия, и доселе не известную подпись мастера – автора не только ларца, но одного из создателей берлинского Янтарного кабинета.

В коллекции музея-заповедника хранятся также мелкие предметы данцигской работы этого времени: коробочки, для сластей, мушечницы, табакерки, мелкие туалетные принадлежности, распространенные в быту XVIII века. Среди них – пять маленьких однотипных коробочек, отличающихся богато орнаментированной объемной резьбой на античные мотивы; их тулово и крышки украшены рельефными фигурными композициями на мифологические или пасторальные сюжеты.

К числу редких и узнаваемых янтарных предметов, также представленных в нашей коллекции, относятся настольные украшения в виде раковин с резными фигурками внутри – одна из излюбленных в то время барочных декоративных форм. Создание этих раковин приписывается мастеру И. или И.-К. Лабхарду из города Касселя.

В Северной Европе в первой половине XVIII века известность приобрели центры по обработке янтаря при шведском и датском королевских дворах. В Копенгагене ведущим придворным мастером был Лоренц Шпенглер. Помимо разнообразных настольных украшений он исполнил янтарную люстру на 24 свечи, украшенную семью датскими коронами, шесть из которых были исполнены по той же модели, что и корона, хранящаяся в Царском Селе и служившая завершением ларца из дворцового собрания.

Наряду с изделиями знаменитых европейских центров обработки янтаря, значительное место в императорском собрании занимали предметы, исполненные непосредственно в Царскосельской янтарной мастерской, где работали мастера, возглавляемые Фридрихом Роггенбуком, прибывшим из Кенигсберга уже сложившимся мастером.

Янтарные изделия, изготовленные в Царском Селе в 1760 годах, образуют два комплекта. Первый из них – это предметы для игры в шахматы и тавлеи. Время его создания относится к 1764 году, когда в Контору строений Царского Села посылается требование о выдаче материалов: «свинцу для точки шахматов» и фольги для шахматной доски. Составляющие комплект предметы довольно просты по формам. Помимо шахматных фигур и шашек, исполненных из прозрачного и непрозрачного янтаря, сюда входят также два игральных стакана, сделанных из наложенных друг на друга точеных янтарных колец, и две пары игральных фишек – круглых и кубиков с инкрустацией костью. В комплект входит также нарядный футляр с застекленной крышкой, в котором помещаются шашки. Этот футляр исполнен с той же технике, что и шкатулки европейской работы, но наборные янтарные пластины имеют округлую форму, как будто изготовленную по лекалу. Интересно, что шахматная доска для игры выполнена не была.

Второй комплект, называемый «Кавалерский прибор» и датируемый 1767 годом, представляет собой набор мужских туалетных принадлежностей. В его состав входят тазик для бритья, кисточка, мыльница, футлярчики для мазей и румян, флакончик, табакерка, пуговица, две запонки, зубная щетка и щетка для одежды. Этот комплект дошел до настоящего времени почти полностью. Самые значительные его части – тазик и мыльница в форме ананаса –изготовлены из отдельных пластин непрозрачного янтаря, наклеенных на тонкие металлические каркасы, что является их отличительной особенностью. Такая монтировка изделий оказалась очень прочной, предметы не разу не требовали ремонта и не подвергались реставрации.

Помимо упомянутых вещей, исполненных непосредственно в Царском Селе, в коллекции имеются несколько предметов с русскими сюжетами. В их числе – медальон с изображением императрицы Елизаветы Петровны в богатой резной барочной рамке. Прототипом для него послужила гравюра И.А. Соколова 1741 года, исполненная с портрета кисти Л. Каравака. Такое искусство, как янтарные рельефные медальоны с портретами коронованных особ было широко распространено в Германии. В России же такие произведения очень редки.

Коллекция янтарных предметов, сложившаяся в Царском Селе, долгое время хранилась в специальной кладовой, а затем отдельные крупные ларцы начали выставлять в Янтарной комнате. Уже в 1860-х годах в этом дворцовом интерьере экспонировалось около 60 предметов: крупные шкатулки и ларцы были расставлены на комодах и столах, а мелкие предметы помещены в резные застекленные этажерки и витрину. Помимо предметов из старой коллекции в витринах хранились изделия из личного собрания Александра II: трубки из янтаря и морской пенки, иногда с игривыми сюжетами, и большое число мундштуков для кальянов, изготовленных из крупных точеных кусков янтаря, нанизанных на деревянную основу и украшенных вставками из эмали, цветных камней, ценных пород дерева. Такие мундштуки могли изготовляться в различных центрах, в том числе и в Петербурге в первой половине – середине XIX века.

В начале ХХ столетия в царствование Николая II, который особенно внимательно относился как к самой Янтарной комнате, так и к янтарным изделиям, вместо «некрасивых витрин» художниками В. Ходовым и С. Сидорчуком были исполнены два проекта нарядных витрин для янтарных предметов, украшенных государственными гербами. Оценить их работу было поручено старшему хранителю Галереи драгоценностей Императорского Эрмитажа барону А.Е. Фелькерзаму. Однако был ли осуществлен этот проект или нет – однозначного ответа нет: витрины с экспонатами всегда стояли вдоль окон, против света, поэтому ни на одном из известных снимков они не зафиксированы.

Особый раздел истории царскосельской янтарной коллекции представляет реставрации предметов, первые документальные свидетельства которой относятся к первой трети XIX столетия. Поломанные вещи, поступившие в Царское Село, первоначально подвергались лишь частичной починке. Серьезная реставрация предметов была осуществлена в 1830 – 1833 годах приглашенным для реставрации Янтарной комнаты мастером Карлом Эшем и двумя его подмастерьями. После окончания работы был составлен реестр, включавший 58 предметов, а также список несохранившихся предметов, частично использованных для ремонта других изделий. Существуют сведения и о реставрации углового столика-консоли Янтарной комнаты, осуществленной во второй половине ХIX века.

Последний раз в дореволюционное время на состояние янтарной коллекции обратили внимание, когда приступили к реставрации самого янтарного интерьера: в 1911 – 1912 годах договор о реставрационных работах был заключен с крупнейшей в Европе данцигской фирмой «Мориц Штумпф». Произведенная в то время фотофиксация, подробные описания сохранности и рекомендации к реставрации предметов, составленные, очевидно, заведующим Царскосельскими реставрационными мастерскими В.П. Викторовым, свидетельствовали об очень плохом состоянии янтарных изделий. Предметы по одному отсылались в Данциг, и хотя работы велись под наблюдением русских представителей, реставрация не всегда выполнялась так, как было рекомендовано.

Однако сам факт реставрации вещей из коллекции русских царей вызвал большой интерес в городе. Начались переговоры об устройстве в Данциге выставки реставрированных янтарных изделий. Осуществлению этого проекта помешала начавшаяся Первая Мировая война.

Трагическая страница в истории царскосельского Екатерининского дворца-музея началась в 1941 году. Летом этого года историческая янтарная коллекция вместе с другими уникальными экспонатами дворцового собрания, упакованная в ящики, была эвакуирована в Новосибирск, сами же янтарные панно, как известно, остались на стенах и спустя некоторое время были вывезены оккупантами в Кенигсберг. Уже в 1942 году сотрудниками созданного Центрального хранилища, озабоченными сохранностью вещей, была составлена подробная опись состояния янтарных предметов.

После окончания Великой Отечественной войны янтарная коллекция была возвращена во дворец и приведена в порядок силами работавших в музее реставраторов. Изделия были склеены, им был придан экспозиционный вид, и в течение 30 лет многие янтарные предметы можно было видеть в залах Екатерининского дворца.

Новый этап в истории коллекции начался в конце 1970-х годов, когда бригада мастеров при объединении «Реставратор» вновь приступила к реставрации янтарных изделий. Эти работы возобновились и в последние годы – благодаря средствам, выделенным датский фондом «Велюкс», силами реставраторов Царскосельской янтарной мастерской в 1999 – 2003 годах было возвращено к жизни около 30 предметов из янтаря.

Сейчас коллекция янтарных изделий в собрании музея-заповедника «Царское Село» насчитывает около 200 экспонатов и является одной из самых крупных в России. Но любая коллекция должна жить и постоянно расти, поэтому сотрудники музея ведут работу по пополнению этого уникального собрания. Пока удалось приобрести лишь мелкие предметы XIX – начала ХХ века: курительные трубки и мундштуки для кальянов, туалетные и письменные принадлежности, однако мы не теряем надежду в будущем восполнить царскосельскую коллекцию предметами тех утраченных в силу разных причин форм, которые когда-то входили в ее первоначальный состав.

Издания музея, связанные с этим событием

Показать календарь работы

Календарь работы этого события

Обозначения:

  • 33 – день работы выставки или события;
  • 33 – сегодняшний день;
  • 33 – музей закрыт для посещения;
  • 33 – музей открыт для посещения.