Экспонат месяца
Экспонат месяца
1 – 31 октября
Скульптура «Лось»
1926–1945
Государственная янтарная мануфактура
Кёнигсберг, Восточная Пруссия
Металл, янтарь
Скульптура «Лось» выполнена из металла в технике литья, установлена на деревянном основании, облицованном янтарем в технике мозаики. Использован «солнечный камень» темно-желтого цвета, треугольной и четырехугольной формы. Поверхность янтарных пластин отшлифована частично – местами видна корка окисления.
Туловище и шея у него короткие, холка высокая, в виде горба. Ноги сильно вытянутые. Голова крупная, горбоносая, с нависающей мясистой верхней губой. Под горлом мягкий кожистый вырост («серьга»). Копыта на передних ногах заострены. На голове лося – лопатообразные рога. Кстати, часто его называют сохатым именно из-за рогов, своей формой напоминающих соху.
Предмет был выполнен на Государственной янтарной мануфактуре (SBM) и относился к группе «Сувениры». Здесь янтарь использовался в качестве уникального фирменного материала.
Государственная янтарная мануфактура в Кёнигсберге была основана в 1926 году Прусским горно-металлургическим акционерным обществом «Пройссаг», которое распоряжалось залежами янтаря в Восточной Пруссии. В ее состав вошло пять частных янтарных предприятий Германии: Х. Барта, Р. Гомпельзона, В. Витцки, Х.Л. Перлбаха и М. Вайдта. Численность рабочих на Мануфактуре в Кёнигсберге составляла 1150 человек. Она располагалось на улице Заттлергассе, 6 и существовала до окончания Второй мировой войны. Это было крупнейшее предприятие по переработке балтийского янтаря в мире. Изделия SBM отличали высокий художественный уровень и мастерство исполнения. Над дизайном изделий работали знаменитые художники и скульпторы Восточной Пруссии, среди которых были Герман Брахерт (1890–1972), Ян Хольшу (1909–2000), Ханс Виссель (1897–1948) и др. 1930–1940-е годы называют «вторым золотым веком» янтарного искусства после эпохи расцвета художественной обработки «солнечного камня» в XVII–XVII веках.
Лось, известный как король прусских лесов, – это геральдический зверь, появляющийся на гербах многих восточнопрусских городов и вымпелах Куршских канов. К 1930-м гг. Восточная Пруссия стала значимым лосиным заповедником. Самой густонаселенной оказалась область впадения реки Мемель в Куршский залив, названная Лосиной низменностью, и Куршская коса, где до войны водилось около 1400 особей. До сих пор сохранились скульптуры, установленные в первой половине ХХ века в Тильзите (ныне Советск Калининградской области) и Гумбиннене (Гусев Калининградской области) работы берлинского скульптора Людвига Фордермайера.
Календарь работы этого события
Обозначения:
- 33 – день работы выставки или события;
- 33 – сегодняшний день;
- 33 – музей закрыт для посещения;
- 33 – музей открыт для посещения.